Наш Блог

Проблемы дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных

Охрана животного мира дикой природы на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений сохранения уникальных природных ресурсов России. Популяции диких животных способны самовозобновляться, однако в результате тесного соседства с человеком и негативного воздействия деятельности человека на животный мир, многие из них сократили свои популяции либо находятся на грани уничтожения. Так, одним из факторов, который на сегодняшний день приводит к сокращению популяции лосей, оленей, диких кабанов, зубров и иных диких животных является их выход на проезжую часть автомобильных дорог. Лесные обитатели нередко становятся фигурантами в сводках дорожно-транспортных происшествий, зачастую заканчивающихся трагически как для животных, так и для человека. Иными негативными последствиями выхода животных на проезжую часть автодорог являются: создание аварийной ситуации на проезжей части, возникновение заторов, повреждение автомобилей, гибель водителей и пассажиров.

При решении данной проблемы необходимо преследовать две цели:

  • сохранение жизни и здоровья водителя и пассажира;
  • сохранение жизни и здоровья животного.

На сегодняшний день в России в качестве технических средств, способных оградить животных от проезжей части используются информационные щиты для водителей «Осторожно, животные!» и знаки «Дикие животные», ограждения (заборы) для животных, акведуки. Также используют запахи, отпугивающие животных, производят расчистку леса для улучшения видимости, уменьшение численности стад диких животных. Но как показала практика, с одной стороны, принимаемые меры способны привести к снижению количества ДТП с участием животных, с другой стороны, такие меры зачастую оказывают негативное влияние на самих животных. Дробление ландшафта на мелкие сегменты при применении ограждений, заборов способно привести к снижению популяции диких животных. Это объясняется тем, что такие меры нарушают естественную миграцию зверей к сезонным местам обитания, кормления, в результате чего сокращается ареал их обитания. Информационные щиты и знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия соответствующих обстановке мер. Однако повышенное внимание водителя не во всех случаях позволяет предотвратить ДТП, так как присутствует фактор субъективного восприятия и реагирования либо не реагирования водителем на данную информацию. А повсеместная установка на российских дорогах заборов и ограждений или строительство акведуков не возможны на сегодняшний день, так как это весьма затратное дело!

Все это свидетельствует о недостаточности применяемых на автомобильных дорогах России мер и технических средств по предотвращению ДТП с участием диких животных.

Вместе с тем, согласно ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" в ред. от 25.12.2018 г. (далее – Закон о животном мире) животный мир (совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы) относится к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и является государственной собственностью. Вследствие нарушения законодательства в области охраны и использования животного мира и среды их обитания лицо несет юридическую ответственность.

Так, согласно ст. 56 Закона о животном мире, "юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда…". При этом исходя из п.1 ст.1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности — в данном случае источником повышенной опасности является транспортное средство. Поэтому в случае произошедшего ДТП с участие животного, сбив дикое лесное животное, водитель наносит материальный ущерб государственной собственности и по закону обязан выплатить штраф в пользу государства.

Как показывает статистика, с каждым годом на российских автодорогах растет количество ДТП в связи с выходом диких животных на проезжую часть, особенно в весенне-летний период (с начала мая по конец июля) и осенний период (с сентября по ноябрь). Чаще всего ДТП с участием диких животных происходят на загородных трассах в темное время суток, что значительно ухудшает их видимость водителями транспортных средств.

Статистика количества ДТП при наездах на животных (2017 – 2019 г.г.):

Наименование округов РФ

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Центральный федеральный округ

108

102

118

Северо-Западный федеральный округ

51

67

78

Ленинградская область и

г. Санкт-Петербург

23

32

35

Южный федеральный округ

22

25

37

Приволжский федеральный округ

78

106

121

Уральский федеральный округ

11

16

21

Сибирский федеральный округ

56

36

59

Дальневосточный федеральный округ

5

26

32

Северо-Кавказский федеральный округ

46

50

62

Всего по стране

400

460

563


В 2022 году по статистике ГИБДД был зафиксирован почти двукратный рост погибших в результате ДТП с участием диких животных. Увеличение числа таких аварий эксперты связывают с популярностью внутреннего туризма, в том числе автомобильного, в связи с закрытием границ из-за пандемии. Еще одной причиной стало уменьшение интенсивности транспортного потока на трассах в период карантина, из-за чего звери стали чаще выходить на проезжую часть. Больше всего тяжелых аварий из-за столкновений с животными происходит в Тверской, Ленинградской, Ярославской и Вологодской областях, в Республике Башкирии и Пермском крае.

Учитывая сложившуюся ситуацию, назрела необходимость реализации новых мер по обеспечению безопасного сосуществования участников дорожного движения и диких животных. Решением проблемы ДТП с участием диких животных является предотвращение выхода животных на проезжую часть автодорог путем их отпугивания с помощью инновационного запатентованного дорожного сигнального столбика Стилфлекс с модулем «Дикие животные» (не имеющего аналогов в России), предназначенного для установки на обочинах автомобильных дорог на участках наиболее частого выхода диких животных на проезжую часть.

Описание дорожного сигнального столбика Стилфлекс с модулем «Дикие животные»

Конструктивно дорожный сигнальный столбик Стилфлекс с модулем «Дикие животные» (Патент на изобретение № 2733249 от 25.12.2019 г.) представляет собой гибкий дорожный столбик, предназначенный для многократного использования, выполненный из листовой рессорной высокоуглеродистой стали, самостоятельно возвращающийся в вертикальное положение после наезда автотранспортного средства. Конструкция столбика обеспечивает его упругое деформирование до 90° в обе стороны и возращение в вертикальное положение. С обеих сторон по оси корпуса столбика располагаются световозвращатели КД1 сферического типа, коэффициент световозвращения и колориметрические параметры которых соответствуют требованиям, установленным «ГОСТ 32866-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования». Дополнительно на верхней части столбика закреплён светоотражающий модуль «Дикие животные»:

Дополнительный светоотражающий модуль для отпугивания животных на верхней части столбика обеспечивает функцию отпугивания диких животных путем создания динамического светового сигнала в режиме мерцания и образующегося при перенаправлении светового потока фар движущегося транспортного средства в сторону обочины. Созданный таким образом динамический мерцающий световой сигнал белого и синего цвета отпугивает диких животных, находящихся в придорожной зоне в пределах видимости животными этого мерцающего светового сигнала. Устройство светоотражателя позволяет значительно усилить отражение падающего света именно в том спектре color rendering index (CRI), который является для животных наиболее чувствительным. Например, согласно немецкой классификации все виды оленей, лосей, ланей, косулей объединены в одно семейство «красной дичи» и для них подобран синий светоотражатель, а вседикие животные типа кабана отнесены к «черной дичи» (т.к. шерсть у них черная) и для них отпугивающим является белый светоотражатель. Поэтому светоотражающий модуль снабжен элементами как синего, так и белого цвета. Светоотражение идет в мерцающем режиме благодаря особой геометрии расположения отражающих элементов на модуле.

Устанавливается дополнительный светоотражающий модуль для отпугивания животных на верхнюю часть корпуса столбика под определенным углом и не мешает водителям, не препятствует восстановлению столбиком начальной формы после наезда на него автотранспортным средством; при наезде на столбик модуль обычно остается на своем технологическом месте либо отлетает в придорожную зону, что позволяет повторно установить его на столбик и продолжать использовать по назначению.

Мировой опыт применения светоотражающих модулей для предотвращения ДТП с участием диких животных

В европейских странах защите диких животных от автомобилей уделяют повышенное внимание, и имеется успешный опыт применения аналогичных дорожных сигнальных столбиков с функцией отпугивания животных и предотвращения их выхода на проезжую часть автомобильных дорог. Так, при разработке превентивных мер для предотвращения ДТП с участием диких животных, проведения исследований и тестовых испытаний как световых модулей, так и звуковых отпугивателей животных, профессор доктор Свен Герцог (Технический Университет Дрездена) и Магистр наук Кристиан Троте (Институт биологии дикой природы Геттинген) в Германии (период исследований 2011 — 2015 г.г.), а также профессор Вольфганг Штайнер (Университет природных ресурсов и прикладных наук, Институт биологии дикой природы и управления охотой) в Австрии (период исследований 2008 – 2011 г.г.) подтвердили высокую эффективность именно специальных светоотражателей для отпугивания животных и предотвращения их выхода на проезжую часть. В отличие от звуковых отпугивателей, которые нуждаются в частом обслуживании, часто выходят из строя и к которым привыкают животные, световые отпугиватели (светоотражающие модули) являются менее затратными по содержанию и животные к ним не привыкают. Результаты указанных исследований повлияли на принятие решения о повсеместном применении специальных светоотражателей на дорогах с повышенным уровнем аварийности с участием диких животных. Так, например, в Германии и Австрии успешно используют дорожные сигнальные столбики со светоотражающими модулями, предназначенные для отпугивания от ночной дороги блуждающих диких животных во время приближения движущегося транспорта, что значительно сократило количество ДТП и гибель людей и животных.